Игры с песком и водой для детей 1-3 лет

 

 

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним и любимым забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции. 

Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, спортивным и художественным кружкам, которые не могут заменить кропотливой и созидательной работы, осуществляемой в процессе переливания, мытья (растений, игрушек), стирки мелких вещей (платков, носочков и т.п.), играх с плавающими игрушками. Дети не только мало используют собственные руки и разум для познания "картины мира" с  помощью воды, но и мало наблюдают такую деятельность у взрослых. А ведь даже процесс купания ребенка можно превратить в увлекательное развивающее занятие.

Попробуем "отобрать" те игрушки и предметы, которые целесообразнее всего использовать в играх с водой. В первую очередь, это, конечно, пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола). Во-вторых, разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик) или передвигаются под водой (рыбки, машинки).

Кроме того, можно применять и природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди), а так же сачки, удочки-игрушки, ложки, половники, пинцеты, пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.

В чём же развивающий секрет игр с водой, спросите вы, уважаемые родители? Давайте разберёмся. Итак, во-первых, в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

Во-вторых, дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

В-третьих, помещая в воду заданное количество игрушек,

 природного материала, соотнося одно количество с другим,

у детей формируются количественные представления.

В-четвёртых, сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

В-пятых, бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

В-шестых, в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

В-седьмых, в процессе сравнения формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

В-восьмых, формируются геометрические представления, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д. На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр:

• игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В домашних условия в игры с водой целесообразнее играть в ванной комнате. Для этого можно использовать не только саму ванну, но и раковину. Если игры проводятся в раковине, то важным условием будет комфортное местоположение ребенка. Подберите малышу удобный по высоте стул или специальную лесенку, которые бы позволяли ребенку свободно манипулировать предметами, а так же "приклеивать" их к поверхности кафеля.

В магазинах игрушек продаются специальные наборы для игры с песком, а также игрушки и приспособления для игры с водой. Но многое можно сделать своими руками: из пластиковых упаковок от продуктов, из пенопласта, из картона. Различные пластмассовые баночки хорошо использовать в качестве формочек. Особенно вам могут пригодиться пластиковые бутылки из-под минеральной воды и лимонада. Из них можно делать совочки, воронки, брызгалки. Поверьте, дети с не меньшим увлечением играют с «самоделками», чем с игрушками из магазина. Особенно если все игрушки появляются на его глазах и с его участием.

Хорошо, если у вас на даче есть своя песочница с чистым, просеянным песком. Но если вы играете с малышом в песочнице, которая находится в вашем городском дворе, позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы в песке не было осколков стекла и других острых и опасных предметов.

Играть с песком и водой можно одновременно. Если у вас на даче есть своя песочница, вы можете поставить туда тазик с водой (или пластмассовое ведёрко, закопав его в песок, чтобы оно не перевернулось). Предложите малышу насыпать песок в тазик с водой и, наоборот, лить воду в песочницу, чтобы было легче играть с песком. Можно выкопать две ямки, затем наполнить одну из них водой и прокопать совочком канавку ко второй ямке. Часть воды перетечёт из одной ямки в другую. Сделайте горки из песка и выкопайте рядом с ними озёра. И далее — всё, что подскажет вам ваша фантазия.

В песке живут забавные песочные человечки, а в воде — весёлые водяные человечки. Оказывается, они очень любят играть друг с другом. Песочные человечки построили красивый дом, а водяные человечки сделали рядом с домом озеро. Песочные человечки построили на песке железную дорогу, водяные человечки наполнили водой речку, мимо которой мчится игрушечный поезд. Давай подружимся с песочными и водяными человечками и поиграем все вместе.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово: потешки, стихи, в дальнейшем — описательные загадки. Такие игры желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

 

                                                 Учитель-дефектолог  Мартынова Наталья Сергеевна